Как блистать на работе
Что делать, если на предыдущей работе вы не научились именно тому, что требуется от вас на этой? Горькая правда жизни состоит в том, что блестящие успехи и большие таланты часто остаются незаметными. Вот почему вы должны сами о себе заботиться.
Вы попадаете в два процента наиболее удачливых претендентов на рабочие места, если:
— вы входили в десятку лучших выпускников университета;
— вы бывший спортсмен или известный в прошлом общественный деятель;
— если вы сказочно красивы, или сказочно красивы, да еще под два метра ростом;
— вы выпускник престижного университета, или у вас природный талант выгодно продавать себя.
Реальность: Скорее всего, вы среди остальных 98% кандидатов, которым приходится лезть из кожи вон, чтобы сделать карьеру. Но что делать, если на предыдущей работе вы не научились именно тому, что требуется от вас на этой? Примените свои универсальные знания — знания, которые можно использовать на любой из миллиона работ для решения любой из миллиона задач.
Перечислять важнейшие универсальные знания, спрос на которые неуклонно растет, можно долго. Мы приведем небольшой список, но если вы обладаете хотя бы тремя-четырьмя из него, ваше будущее блестяще.
1. Бухгалтерский талант. — Люди, которые умеют обращаться с деньгами, принимать решения в финансовых вопросах и анализировать цифровые данные, всегда в цене.
2. Умение руководить. — Люди, которые умеют сотрудничать с подчиненными, начальниками и равными себе по положению, могут отдавать приказы и инструкции, внимательно слушать, демонстрировать уважение и понимание, могут смело стучаться в любую дверь.
3. Умение общаться. — Люди, способные складно говорить и писать, увидят, что немногие компании откажутся от их талантов.
4. Умение рассчитывать время. — Люди, которые могут закончить работу в срок, преодолеть стресс и «опередить время», ценятся очень высоко, и компании буквально охотятся за ними.
5. Умение вести переговоры. — Люди, способные объективно и взвешенно подходить к решению проблем, не нуждаются в лишней рекламе.
6. Умение выступать. — Люди, способные убеждать отдельных собеседников или группу слушателей, готовые внимательно выслушать и посочувствовать, умеющие ясно выражать мысль, не только очень нужны любой фирме, но и имеют отличные шансы на продвижение вверх.
7. Умение писать. — Люди, способные написать отчет, памятную записку, письмо или меморандум простым и доступным языком, сейчас нарасхват.
8. Организаторские способности. — Люди, которые способны четко обозначить проблему, предложить несколько способов ее решения, выбрать из них один оптимальный, встречаются нечасто и шанс получить работу у них очень высок.
9. Умение проводить собеседования и переговоры. — Люди, которые могут получить информацию и сделать выводы, жизненно необходимы любой компании. Способность задать хороший вопрос и критически оценить ответ произведет впечатление на любого руководителя.
10. Умение учить. — Люди, способные вложить знания в чужие головы, пробудить в них интерес и заставить учиться, нужны большинству компаний.
Выше всего сейчас ценятся навыки, связанные с работой с людьми. Если вам нравится общаться, помогать другим и работать в коллективе, нужно умело подать эти способности, и перед вами откроются широчайшие возможности.
Научитесь блистать на работе
Компании хотят, чтобы их сотрудники сияли. Они хотят знать, что получили победителя, а не серое запуганное ничтожество, которое иногда совершенно случайно попадает в цель. Сотрудники, которые гордятся своей работой и всем это показывают, посылают начальству сигнал, что у них есть то, за что им платят — талант.
Как вы встречаете успех и признание, которые вы заслужили? Как вы принимаете комплименты? Как вы блистаете, когда для этого есть повод? Мы предлагаем вам советы, которые помогут вам продвинуться и в то же время не выглядеть выскочками.
Скромность — далеко не самое лучшее украшение
«Девочек с детства учат, что скромность и незаметность — лучшее украшение женщины», — говорит доктор Памела Батлер, практикующий психолог, автор книг «Самооценка женщины» и «Разговор с собой, или как научиться общаться с самым близким вам человеком». «Из-за этого воспитания, — продолжает она, — женщины часто чувствуют себя неловко, когда признают их профессиональные успехи. Они с удовольствием выслушивают комплименты только за свои пассивные женственные качества. Женщина с гордостью представит вам, например, блюда, которые она приготовила, но она смутится, если начальник ее похвалит».
Похвали себя сам
Если многим женщинам трудно принять комплимент, то гордость за собственные успехи и разговоры о своих достоинствах кажется им совершенно недостойным делом. Они путают саморекламу, эффективный способ сделать карьеру с хвастовством, и эта ошибка может очень дорого им стоить. Например, женщина, для которой не представляет трудностей написать блестяще резюме (в конце концов, это всего-навсего красивая упаковка), и которая великолепно держится на собеседовании, может сникнуть, как только ее примут на работу. И человек, который после собеседования остался в уверенности, что принимает на работу настоящего «генератора идей», может больше никогда не услышать от нее ни звука.
«Я часто встречала женщин, которые стесняются привлекать к себе внимание, — говорит специалист по саморекламе Роберта Рассел Роберта — президент нью-йоркской исследовательской фирмы „R.R. Ladin Associates“. „У таких женщин“, — продолжает она, — развилось неправильное отношение к бизнесу. Никто никогда не узнает, на что ты способна, если ты сама об этом не скажешь. Они воспринимают саморекламу как хвастовство, на самом же деле это констатация факта, своеобразный отчет. Ведь вы же отчитываетесь о своей работе перед теми, кто вам за нее платит».
Горькая правда жизни состоит в том, что блестящие успехи и большие таланты часто остаются незаметными. Перегруженный работой шеф может проглядеть в сидящем рядом работнике признаки гениальности. Вот почему вы должны сами о себе заботиться. Если вы — свой собственный заместитель по связи с общественностью, то и выполняйте свои обязанности качественно.
Конечно, рекламировать себя можно по-разному. Можно рекламировать себя правильно, а можно — неправильно. Вот, к примеру, два подхода, которые может избрать торговый агент, отчитываясь о своем первом опыте продаж.
«Я произвел на клиентов такое впечатление, что они почти сразу купили весь комплект. Если я в первый раз сумел добиться такого, представьте себе, что же будет дальше! Я уверен, что никто из нашей фирмы не проводил у них лучшей презентации!»
А вот другой вариант: «Они купили весь комплект, и всего за полчаса!» В этом случае первый агент зашел слишком далеко. Он перешёл черту, отделяющую простой отчет от безудержной похвальбы.
А что делать, если ваша работа — часть коллективного творчества? Роберта Рассел советует почаще благодарить остальных. Например: «Хочу поблагодарить Боба за помощь в работе над моим отчетом». Вы признаете чужие заслуги, но даете понять, что это — ваша работа.
Еще один, немаловажный фактор: помните, что для истории ваших побед есть подходящая, а есть и неподходящая аудитории. Поэтому подробно расписывайте все свои достижения только тем, кому они нужны, например, вашему начальнику. Перед малознакомой этого желать не нужно. Прежде спросите себя: «Чего я хочу — вызвать зависть или сделать карьеру?». Не забывайте обо всем писать
Преуспевающие деловые люди часто просят, чтобы благодарности, которые им выносят, были представлены в письменном виде. Они собирают и хранят благодарственные письма от шефа или клиента, заметки из местных газет — все, что попадает им в руки.
Но как быть, если у вас нет письменных благодарностей? Создайте их: просите письменных похвал. Пусть ваша стенгазета или многотиражка напечатает что-нибудь о ваших успехах — что вы получили стипендию, диплом в вечернем институте, благодарность за успехи в продажах.
Кроме того, очень важно, чтобы ваш начальник знал о ваших маленьких ежедневных достижениях. Здесь тоже поможет письменный документ, но попроще. Например, подготовьте записку о работе, которой вы сейчас занимаетесь, сообщите, в какой стадии она находится и перечислите, чем займетесь в ближайшем будущем. Можно добавить предполагаемую дату окончания работ.
Другой способ состоит в том, чтобы посылать шефу копии важных писем, которые вы пишите. И ищите возможность в самом выгодном свете показать свои сильные стороны — организаторские способности, идеи, четкость мышления. Ваша фирма тоже должна блистать
Работать в полную силу — это лучшее, что вы можете сделать для своей фирмы. Что бы вы не предприняли, все должно благоприятно отражаться на всей компании. Если вы принесете пользу репутации компании, вы займете свой уголок в памяти начальства как человек, которого следует ценить.
Но как добиться хорошего мнения о себе и о компании? Ваши клиенты и заказчики должны видеть в вас блестящего профессионала. Если вы произведете на них впечатление своей компетентностью, это впечатление о вас они перенесут на вашу фирму. Пользуйтесь любой возможностью оказаться на виду. Не упускайте случая произнести речь или представить свою фирму на торговой конференции. Каждый раз, когда вы показываете, что способны эффективно общаться с людьми, вы немного приближаетесь к заветной цели. Будьте вежливы.
Это не ново, но часто люди забывают, что в бизнесе всегда есть место благодарности. На следующий день после делового завтрака позвоните и поблагодарите хозяина. После собеседования напишите короткое письмо.
Не забудьте об особых случаях. Однажды клиент похвалил промышленного художника за работу. В ответ художник преподнес ему оригинал рисунка в красивой рамке. Стоит ли говорить, что художник приобрел себе постоянного клиента?
Люди, которые действительно хотят выдвинуться, пользуются каждой возможностью оказаться на виду. Если возможности не представляются, они их сами создают, ведь именно этого от них ждут их фирмы. Быть на виду — это не такая уж и тайна успеха. Будьте в центре внимания и вас признают, а вслед за признанием идут и должности, и зарплата.
Но, что самое главное, там же недалеко находится и удовлетворение. Любой преуспевающий человек скажет вам, какое это замечательное чувство — видеть, что отлично сделанная работа получила заслуженное признание.
Слова, которые вы больше никогда не повторите
Неуверенный и извиняющийся тон может оказаться губительным для вашей репутации. Раз и навсегда откажитесь от употребления этих слов на работе:
— Это, конечно, неважно, но...
— Наверное, не стоит этого говорить, но...
— Даже не могу поверить, что моя работа удалась.
— Я подумал, что может быть...